В статье рассказываю про самые дорогие мотоциклы СССР с полным описанием и моделями. Кто жил в Советском Союзе, тот помнит: автомобиль считался роскошью, мотоцикл – средством передвижения. На работу, по делам, перевезти груз, отправиться на море, покатать девушку – незаменимая вещь.
В поселках, в каждом втором дворе, стояли «железные кони» – ИЖ, Урал, Восход или Минск, встречались элегантные Чезеты и красавицы Явы. Городские жители предпочтение отдавали последним.
Итак 10 моделей самых дорогих мотоциклов в СССР.
ИЖ
В конце тысяча девятьсот двадцатого года на Ижевском заводе создают опытные мотоциклы. В 1940-1950 годах разворачивается серийное производство.
Популярность мотоциклы приобретают после войны. Конструкторам попалась документация на немецкий DKW NZ-350. В 1947 году завод выпускает ИЖ-350.
Модернизируют модель – ИЖ-49. Это шедевр Советской автомобильной промышленности. Мотоцикл выпускался с 1951 по 1958 годы как одиночный, так и с боковым прицепом.
Телескопическая вилка. Гидравлические амортизаторы. Популярен на любых дорогах: от пустыни до шоссе. Особенность двигателя: самостоятельное приготовление рабочей смеси, которая воспламеняется от электрической искры. Максимальная скорость 90 км/ч.
Признание получили модели:
- ИЖ Юпитер,
- ИЖ Планета,
- ИЖ Планета Спорт.
Иж Юпитер
Один из самых дорогих мотоциклов СССР – мотоцикл среднего класса с двухцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Модель выпускалась в 1961-1966 годы.
Скорость достигала 110 км/ч. Мощность 18 л.с.
Иж Планета-3
Мотоцикл 1962-1966 годов, среднего класса для дорог с различным покрытием, оснащен двухтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Надежный, приемлемая цена, с коляской. Семейное транспортное средство.
Максимальная скорость мотоцикла: 110 км/ч. Мощность двигателя: 18 л.с.
Иж Планета Спорт
Первый Советский спортивный мотоцикл. Класс средний. Модель использовалась для спортивных и туристических поездок.
Разгонялся аж до 140 км/ч. Мощность двигателя: 28 л.с.
Л-300 «Красный Октябрь»
Еще один представитель самых дорогих мотоциклов СССР – Л-300 «Красный Октябрь»
В двадцатых годах прошлого века правительство задумалось над развитием производства мотоциклов в Советском Союзе. Ленинградские инженеры спроектировали первую модель. Основа – немецкий DKW Luxus 300. В сентябре 1930 года первые два десятка моделей собрали на заводе «Промет».
С 1933 до 1939 года выпускали мотоцикл на ленинградском заводе «Красный Октябрь».
Больше половины Л-300 были на службе в Красной Армии. Мотоциклы участвовали в боях за Халхин-Гол. До войны помогали развитию мотоспорта. Жители СССР приобретали первых «железных коней» оснащенных двухтактным, одноцилиндровым двигателем мощностью 6 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч.
М-72
Тяжелый мотоцикл из СССР. Копия немецкого BMW R-71. Решение о выпуске специальной армейской модели приняли в 1940 году.
Мотоцикл собирался с 1941 по 1960 годы московским, харьковским, горьковским заводами. В Ирбите, Ленинграде, Киеве.
М-72 выпускался в комплекте со стрелковым оружием, использовался в Красной армии как боевая единица. По классификации относился к «бронетехнике». Модель выпускалась двух видов: одиночная и с коляской.
В середине пятидесятых годов мотоцикл свободно продавался, но продолжал стоять на военном учете.
Мощность двигателя: 22 л.с. Максимальная скорость мотоцикла: 110 км/ч.
М-62 – «Урал»
Один из самых дорогих мотоциклов СССР – Урал М-72. Советский тяжелый мотоцикл с коляской. Выпускался Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 до 1965 года. Основой послужил мотоцикл марки М-72.
В шестидесятых годах милиция передвигалась на «Урале» по дорогам Советского Союза. До 1964 года мотоцикл причислялся к военной технике. Владелец мотоцикла обязан становиться на военный учет. Транспортное средство эксплуатировалось только с коляской.
Двигатель мощностью 28 л.с. двухцилиндровый четырехтактный охлаждался потоком воздуха во время движения.
Мощность двигателя: 28 л.с. Наибольшая скорость: 105 км/ч.
Минск
Первый вариант модели М1А разработали на основе немецкого мотоцикла DKW RT-125.
В 1951 году Минский велосипедный завод переквалифицировали под выпуск мотоциклов.
Модель М1А получилась компактной. Одноместный мотоцикл. Заднее колесо безрессорное. Удары при езде смягчались пружинами, которые располагались под сиденьем. Спереди – вилка с одной пружиной. Двигатель работал на бензине марки А-66. Максимальная скорость: 70 км/ч.
В 1956 году с конвейера сошел М1М пружинными амортизаторами, вилкой с коротким рычагом. Легкий мотоцикл дорожного класса. Двигатель 5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
В 1961 году обобщили опыт эксплуатации М1М выпустили модель М-103 или Конек-Горбунок».
Мотоцикл оснастили гидравлическими амортизаторами, телескопической вилкой. Сиденье осталось одноместным. Для пассажира продавались подножка, дополнительное седло.
В 1964 выпускают М-104. Модель получает официальное название «Минск».
Мотоцикл рассчитан на водителя с пассажиром. Увеличилась мощность двигателя: 5,5 л.с. Максимальная скорость: 75 км/ч.
В 1967 собирают самую трудоемкую модель М-105. «Минск» приобретает: цилиндр алюминиевой рубашкой, коробку передач четыре ступени, спидометр подсветкой, стоп-сигнал, новый двигатель мощностью 7 л.с.
Его скорость увеличилась до 80 км/ч.
В 1971 году выпустили модель М-106 с багажником, двенадцати литровым топливным баком.
Мощность мотора увеличивается до 9 л.с. Максимальная скорость передвижения: 85 км/ч.
«Минск» 1973 года выпуска представили в более современном виде. Модель запомнилась формами: бензобака, ящиков для инструмента, крышек картера.
С конвейера сходит ограниченное количество моделей «Спорт». Мотоцикл снабдили спортивным рулем, убрали багажник. На байк установили переднее крыло. Двигатель перевели на бензин марки АИ-93.
Восход
Данный образец собирался на заводе имени Дегтярева в городе Кирове – Коврове Владимирской области. Аналог немецкого DKW RT-125. Завод DKW в городе Цшопау попал на оккупационную Советскими войсками территории. Документацию вывезли: Москву, Ижевск, Серпухов.
7 марта 1946 года день рождения ковровского К-125.
К – Ковровец, 125 – кубатура мотора. Конструкцию прототипа немецкого мотоцикла адаптировали к послевоенным дорогам Советского Союза. Максимальная скорость: 70 км/ч.
1 Серия «Ковровец»
В 1956 стартовал выпуск мотоциклов К-175 – «Ковровец». Советский мотоцикл-одиночка. Внешнее сходство с чехословацкой Явой пятидесятых годов. Прозвали – «Ковровская Ява».
Мощность двигателя: 8 л.с. Максимальная скорость: 80 км/ч.
К-175 СМ, К-175 СМУ – спортивные модели. Широкий руль. Шины повышенной проходимости. Мощность двигателя: 11 л.с.
В 1959 году спортсмены, выступавшие на Ковровце-175 СМ в международных соревнованиях выиграли золотые медали.
2 Серия «Восход»
С 1965 по 1971 годы выпускалась модель «Восход». Это не случайное название. Конструкторы вдохновились успехами советских космонавтов.
Мотор двухтактный с одним цилиндром. Коробка передач с четырьмя ступенями. Появилась защита ног водителя, багажник.
Мощность двигателя: 10 л.с. Предельная скорость: 95 км/ч.
«Восход-2» 1972-1977 годов выпуска отличался надежностью, дизайном, мотор выдавал до 10.5 л.с.
На «Восход-2М» 1976-1979 годов установили мотор мощностью в14 л.с. Максимальный разгон до 105 км/ч.
«Восход-3» 1979-1983 года – увеличили бензобак, модернизировали тормоза, спицы на колесах усилили.
«Восход-3М» 1983-1993 годов увидел свет основательно обновленным:
— рубашку охлаждения сделали большего размера;
— установили панель с приборами;
— модернизировали бак;
— основа под сиденьем стала короче под цвет мотоцикла;
— противоугонный замок.
«Восход-3М-Турист» собирали в 1983-1990 годах. На мотоцикл установили спортивный руль, туристическое оборудование.
«Восход-3М-Охотник» тысяча девятьсот восемьдесят четвертого года выпуска. «Восход-3М» сделали модификацией модели «Охотник». Цвет – армейский темно-зеленый. Установочный багажник с фаркопом под прицеп модели « Енот». Его максимальная скорость достигала 85 км/ч.
Тула
Еще один представитель самых дорогих мотоциклов СССР – Тула. «Тула» по оригинальности не имела равных в Европе.
1984 году с конвейера Тульского машиностроительного завода сошел ТМЗ-5.951. Внедорожник оставался популярным на сельских дорогах, охотничьи угодья до 1986 года. «Тула» справлялась без проблем с любыми условиями на дороге.
Широкие колеса, с диаметром для мотороллера, позволяли проехать по бездорожью. Прост в управлении.
Выпускали две модели:
1. ТМЗ-5.951 с 1984 по 1990 год.
Мощность двигателя: 12.5 л.с.
Максимальная скорость составила 85 км /ч.
2. ТМЗ 5.952 с лета 1990 года.
Мощность двигателя: 13 л.с.
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Последняя модель на три килограмма легче своего предшественника.
Внедорожник встречается на дорогах России настоящее время.
Jawa
В начале шестидесятых годов в Советском Союзе появилась красавица Jawa из Чехословакии.
Полтора миллиона Советских людей стали обладателями различных модификаций вишневого цвета. Jawa нашла предпочтение у городские жители. Байк соединил в себе красоту и скорость. Запчасти продавали в «фирменных» магазинах больших городов.
Модель 350-638 привлекала дизайном; мощным мотором, скоростным режимом: 130 км/ч. Покупали байк любители выброса адреналина.
В 1984 году увидела свет модель 350-638-5. Jawa выделялась необычным черным окрасом заднего крыла.
Байк 350-638-00 выделялся конструкцией спойлера сзади, получил прозвища: «Пенал», «Белка», «Банан».
В 1971-1980 годах обладатели вишневых мотоциклов устраивали слеты. Мероприятия проводились в городах Советского Союза: Одессе, Риге, Москве, Кишиневе, и других. Приезжали участники со всей страны. Любители Явы выезжали в Чехословакию, устраивали соревнования, что положило начала проведению чемпионатов СССР по мототриалу.
Cezet
Создание мотоциклов Cezet началось до войны. Чехословацкий оружейный завод «Ceska Zbrojovka» с 1936 года начал производство маломощных мотоциклов, которые напоминали велосипед.Cezet после второй мировой войны переходит в концерн Jawa. Конструкторы Cezet продолжили разрабатывать модели независимо.
В 1962 году появляется первый спортивный Cezet.
Мотоцикл Чезет в Советском Союзе соревновался с Явой за главное первенство. Участия в международных соревнованиях добавляли популярности байку. Чезеты принимали участия в мировых гонках
Мотоцикл обосновался в клубах ДОСААФ. Рокеры времен Советского Союза отдавали предпочтение этой модели. О черном Cezet мечтало целое поколение.
Байк покупали шестнадцати-девятнадцати летним владельцам. Легкий, неприхотлив в управлении.
Модель CZ- 250-485 выпустили в 1981 году: редкий, одноцилиндровый мотор.
Мощность двигателя: 13 л.с. Наибольшая скорость: 103 км/ч.
CZ-350 – турист; турист-спорт отличался: удобным двухместным сидением, вместительным баком, двухцилиндровым мотором.
Мощность двигателя: 22 л.с., скоростной режим до 125 км/ч.
Pannonia
Мотоцикл Венгерской марки сошел конвейера в 1947 году на острове Чепель под Будапештом. Прототип немецкого DKW RT-125. С 1956 модель выпускается как Pannonia TLT 250 – название переводится как римская провинция; регион в центральной Европе на территории Венгрии.
С модели TLT Pannonia поставлялись в Советский Союз – главный импортер. В СССР Паннония составляла конкуренцию Яве.
Черную Pannonia с эмблемой на баке в виде птицы прозвали «венгерской вороной». Цветовая гамма не ограничивалась черным: голубой, красный, вишневый – продавались в Союзе.
Байк прост, неприхотлив, укомплектован боковым упором, откидной подставкой. Детали изготавливали из блестящего алюминия, часть хромированного. Паннония эксплуатировалась с прицепом «Дуна». Типичный признак – нос ракеты. Коляска легкая из алюминия.
Pannonia оснащали вместительным баком плюс запасным бачком. Мотор работал на бензине любой марок. Байк адаптировали к экстремальным дорожным условиям.
Мощность двигателя: 14 л.с. Скоростной режим: 110 км/ч.