Приветствую! Сегодня продолжим знакомство с архитектурой, пришло время романского стиля. Первый интересный факт: романской архитектуру назвали современные археологи, потому что решили, будто это постройки римлян.
И второй интересный факт: это первая общеевропейская культура. До этого у каждой страны были свои здания, картины и вообще жизнь, а тут пошло объединение. Как узнать романские постройки? Для вас сегодня романский стиль в архитектуре примеры.
История
Официальной датой рождения романского стиля является 800 год, плюс-минус 10 лет. Тогда распалась последняя версия Римской империи, люди наконец осели на своих территориях, а правители получили какую-то свободу.
Но дата «рождения» — это лишь момент, когда построек стало достаточно, чтобы назвать это стилем, эпохой, а не странной выдумкой архитектора. На самом деле постройки появлялись еще в 300 годах нашей эры, а верхней границей можно назвать 16 век, когда даже Возрождение уже отгуляло. На смену романики пришла готика, примерно в 13 веке.
Романским стиль назвали аж в 19 веке. Этот стиль был продолжением архитектурной идеи поздней Римской империи, как бы наследием римлян. Ренессанс же стал продолжением идей ранней Римской империи, если не сказать Античности.
Считается, что стиль стал настолько популярным благодаря монашеским орденам. Монахи строили монастыри, храмы, а потом отправляли паломников и миссионеров в соседние города. Нужно сказать, что тогда каждый город был, по сути, отдельным государством, так что связи между ними были или в виде войны или такими вот монахами.
Частично романский стиль повторяет византийское искусство, но больше завязан на технологических ограничениях того времени. Например, строили из камня, а отделка была минимальной. Было еще много ограничений, но о них ниже.
Что строили
Начнем с того, какие здания дошли до наших дней. Нужно понимать, что почти две тысячи лет истории уничтожили почти все маленькие постройки, оставив лишь монументальные. Как выглядели дома крестьян и горожан, мы можем реконструировать, но не можем узнать наверняка.
Первое, о чем вы точно подумали, это замки. Безусловно, без замков романского стиля просто не существовало бы. Европа воевала, нужны были защитные укрепления. Замки часто строились на возвышенностях, у водоемов. В идеале – на острове посреди озера, это же такой обзор.
Не будем забывать, какую роль играла религия. Да и монастырь был не только домом монахов, но и крепостью. Так что вторая по значимости категория – монастыри. И добавим сюда храмы, которые строились в городах.
Как узнать
Давайте рассмотрим основные отличительные черты и с чем они были связаны.
План
Почти все церковные постройки того периода построены в одинаковом плане, вот его схема.
Церковные службы требовали присутствия прихожан, которых становилось все больше и больше. Инженерия и архитектура того времени не могла сотни тонн потолка поместить только на стены, так что строились колонны, узкие проходы и другие хитрости, которые бы вес потолка перемещали на стены.
Замки были ассиметричными и их внешний вид сильно зависел от места постройки, назначения, доступных материалов и желания феодала. В основе любой постройки лежали простые формы: квадрат или прямоугольник, нечасто призма и полукруг.
Башня
В Средние века одним из критериев богатства была башня, лучше высокая. Называлась донжон и служила наблюдательным пунктом. В замках, где башен было много, донжоном называлась главная, самая большая и высокая башня. Донжон был последней надеждой осаждаемых — замок внутри замка.
Кстати, в церквях тоже строили башни, а не купола, как это принято сейчас и в византийской архитектуре.
Стены
На стены возлагалась непосильная задача: удерживать потолок. Потолок весил много, а арки грамотно еще не рассчитали. Это привело к тому, что толщина стен легко могла быть больше, чем коридор, который они обрамляли.
Плюс толстые стены хранили тепло зимой и прохладу летом, особенно если сэкономить на окнах. Да и от врагов метр камня защищает лучше, чем доски и глина. Напомню, что до возникновения государств в Европе еще почти 500 лет нескончаемых войн между маленькими армиями маленьких же городов.
Стены украшались рельефами, вырезанными прямо из основы камня. Использовались природные орнаменты, восхваляющие сюжеты, но чаще – религиозные сцены. В монастырях украшали стены сценами из Нового и Ветхого Завета, сценами кары грешников и благодати для праведных.
Рельефы часто раскрашивали. Скульптуры использовались, но редко. Главной задачей декораторов было показать устройство мира с точки зрения церкви, второй – угодить феодалу.
Своды
Одна из основных декоративных деталей этого стиля – арка. Не обязательно она ведет из одной комнаты в другую, чаще арка ведет в стену.
Арки использовали практически повсеместно, они были полукруглыми сверху, в отличие от готики. Потолок впервые сделали сводчатым, целиком опирающимся на стены. И этот потолок был очень тяжелым.
Колонны
Везде стены не поставишь, а поддержка была очень нужна. Здания в плане имели главный «коридор» и нефы, все это соединялось колоннами. Колонны были не только конструктивными элементами, но и богато украшались.
Украшением колон была резьба по камню. Всегда в верхней части и часто на протяжении всей колонны. Использовались узоры, в том числе природные, а также сцены религиозной тематики.
Окна витражи
Окна давали свет, украшали здание, а в замках служили бойницами. В чем тут особенность?
Что учитывали при проектировании окон:
- Окно – это дыра в стене, которая уменьшает прочность этой стены. Широкое окно могло и потолок обрушить.
- Окна помогали не только лучникам феодала, враги тоже могли в них попасть и убить защитников. Чем уже окно, тем меньше стрел попадало внутрь.
- Стекла не были общедоступны, а большого размера просто не производились, плюс рама стоила очень дорого. В итоге, единицы окон имели стекла. Меньше окно – меньше ветра гуляет по коридорам, меньше нужно обогревать помещения. В ветреную и холодную погоду окна закрывали ставнями, но тогда комната лишалась света.
Все эти особенности привели к тому, что большая часть окон была бойницами, узкими и высокими. Но люди научились делать окна разной формы, что использовалось в декоре.
Я хочу показать еще одну крутую штуку. Люди научились делать витражи! И в главных залах замков и монастырей стали появляться круглые окна с невероятными витражами. Представьте, в одном строении узкие бойницы со ставнями и величественный витраж.
Особенности
Все постройки несли в себе несколько обязательных целей: защитить от недругов, вместить большое количество людей и не развалиться.
Интересный факт, первая крупная церковь, называлась Клюни I, обрушила свой потолок практически сразу после строительства. Так что сделать надежно тогда был как нельзя актуально и злободневно. И это вам не кирпичи или доски, из которых сейчас строятся дома, это камни, каждый по сотне килограмм.
Распространителями стиля были монахи. Поэтому все детали зданий имели божественный подтекст, значение. Да и большая часть построек, которая дошла до нас, религиозная. И все постройки монументальны: из-за огромных стен, необходимости вмещать большое количество людей и банально потому, что маленькие дома съело время.
А еще идею распространяли от Италии и до Великобритании, так что общей идеей была простота постройки, практичность всех элементов и адаптивность под климат.
Замки окружались рвами, которые несли много полезных функций, а подъемный мост практически стал визитной карточкой стиля.
Романскую архитектуру можно посмотреть во всех старых городах Западной Европы, а в России правила Византийская архитектура, так что исторических романских зданий у нас нет. Но в Петербурге много церквей, построенный на основе романики, там можно увидеть стиль вживую.
Узнать романский стиль несложно, сложнее не перепутать его с ранней готикой. Но и это возможно, если знать особенности обоих стилей. И на этом мы заканчиваем со Средневековьем и двигаемся дальше по истории.
С вами была Алла, фанат разных культур и любитель архитектуры.