Всем привет, дороги читатели. Сегодня расскажу что такое выдержка и диафрагма для чайников, это значит очень доступным и простым языком, так, чтобы было понятно даже человеку, который очень далек от фотографии.
Как правильно ставить
Думаю стоит начать с понимания понятий диафрагма и выдержка. И чтобы было понятно, о значимости этих элементов, они влияют главным образом на качество снимка.
Что такое диафрагма — диапазон того отверстия в объективе, сквозь которое свет проникает, попадая на датчик фотоаппарата, или матрицу.
Можно сравнить диафрагму со зрачком глаза человека, если зрачок приоткрыт широко, то и большее количество света попадает на глазную сетчатку.
Определить диафрагму можно прибегнув к помощи шкалы диафрагм, она оказывает прямое влияние на глубину резкости при съемке.
Если посмотреть на дисплей, видно число /F. Принцип заключается в том что, чем число меньше, тем больше отверстие и большее количество света попадает в объектив, а соответственно большее число уменьшит попадаемый свет.
Фон размывается, если открыта диафрагма широко, если же она максимально прикрыта, то предметы съемки как вдалеке, так и вблизи будут четкими.
Далее о выдержке, так называется временной промежуток, на протяжении которого затвор фотокамеры находится в открытом состоянии. К примеру, 1/60 от секунды времени считается довольно длинная выдержка, ее считают больше, чем 1 /1000, такую величину относят к короткой выдержке.
Образы в подвижном состоянии выходят более четкими, для этого нужно сделать настройки на короткую выдержку, ведь чем быстрее движется объект, тем короче настраивается выдержка.
Прибегая к помощи короткой выдержки, можно получить ровный по своим параметрам кадр, но снимок будет статичным. При создании некоторого размытия движения, предпочтительней длинная выдержка.
Пример — фото текущей воды, здесь мы увидим, что вода отобразится как плавный поток, короткая выдержка даст эффект застывшей воды, при этом на кадре можно уловить даже маленькие капли.
На снимке только стакан находится в центре, при использовании большой диафрагмы в фотокамере, в результате почти весь фон размыт.
Подобный эффект, когда полностью открытая диафрагма, используют в основном для съемки портретов, фокусируя всю четкость на главном предмете.
При съемке
Не мало сторонников есть у съемки при дневном свете. И это понятно, так как свет ложится намного ровнее, а краски естественнее, более мягкие тени, почти полное отсутствие бликов «не украшающих» фотокадр.
Впрочем, природного освещения порой не достаточно для того чтобы правильно экспонировать кадр, в особенности если фотограф снимает прикрыв диафрагму и с большей выдержкой. В этом случае корректней будет применить вспышку.
Показатели выдержки будут неизменными, если воспользоваться вспышкой в режиме полуавтомата, при том, что диафрагма будет в приоритете. Таким образом появляется свобода в выборе нужного сюжета, к тому же есть возможность делать более резкие и контрастные кадры, даже при подвижном образе.
Если диафрагма заранее выставлена, фотовспышка может сама рассчитать нужное количество света, которое необходимо для подсвечивания объектов. Таким образом, вспышка предусматривает нужный ей объем света, который необходим для лучшей освещенности самого объекта.
Наступает момент нажатия на главную кнопку фотосъемки, и как правило у многих фотокамера не может поймать нужный и желаемый момент или делает его смазанным и абсолютно не тем, который мы ожидали.
Все от того, что неподвижность фотокамеры при съемке – это следствие тренировок, которые необходимы, чтобы не сожалеть о том, что редкий кадр и момент потеряны.
Если рука еще нуждается в тренировках на удержание фотоаппарата в неподвижном положении, то правильней будет зафиксировать камеру двумя руками. Распределяя массу камеры между двумя руками, локтями нужно упереться в грудь или прижать по бокам к телу.
Так же, до начала съемки необходимо правильно занять позицию, слегка расставив ноги, при этом одну ногу расположить впереди, ноги и руки не должны быть напряженными, так как именно это вызывает дрожание фотоаппарата.
Съемка в помещении
Сложный вопрос для не опытных фотографов. Причина в том, что здесь очень много моментов, которые зависят от техники съемки, а она приобретается со временем.
Прежде чем снимать фото, нужно помнить о том, что количество света в помещениях ощутимо меньше, чем на открытом пространстве, поэтому применение вспышки неизбежно.
Нельзя не сказать о фоне фотографии, он далеко не второстепенен. Режим съемки вы выбираете сами, в любом случае правильней контролировать выдержку. Если выдержка не сокращается и диафрагму открывать больше некуда, можно применить параметр экспозиции.
Если увеличить чувствительность в несколько раз, то это даст преимущество, при этом можно сократить выдержку. И все же фотовспышка в любом помещении служит лишь как вспомогательный свет. Ее задача — выделять те детали, которые не столь видны при дневном свете.
При настройках головки фотовспышки, необходимо следить за ее направлением, стремитесь не наводить ее непосредственно на фотографируемый предмет съемки. Лучше направить в другую сторону, тогда свет будет отражаться от стен и ляжет более ровно на сам объект.
Можно заметить, что профессиональные фотографы всегда держат головку вспышки повернутой вверх. Делается это для отражения от прямых поверхностей и более ровного освещения человека, которого фотографируют.
Если же в помещение нет ни светлых поверхностей, то можно прибегнуть к помощи обычного белого листа, даже отражаясь от белого листа, свет ляжет мягко и ровно.
Кстати, если направить вспышку в белый потолок, то она послужит отличным источником света. Стоит сказать, что техника имеет не последнее значение, так качественная фотокамера делает хорошие снимки на профессиональном уровне.
Для самых пытливых
Вот и закончилось время теории, и начинается время практики! Берите фотоаппарат и попробуйте поиграться с разными значениями выдержки и диафрагмы в разных условиях освещенности.
Исследуйте этот вопрос и пишите в комментарии что вам было понятно или не понятно в этом материале, постараюсь объяснить подробнее.
С вами был Иван.